1917
г.
Фото: Министр юстиции Временного правительства П.Н. Переверзев, при котором была введена административная юстиция.
Административная юстиция, в теории, это механизм обеспечения законности в госуправлении, защиты публичных прав частных лиц от нарушений со стороны госорганов.
«Суррогат» административной юстиции, с трудом появился как следствие реформ 60-70-х годов: в каждой губернии был создан ряд (от 10 до 14) смешанных присутствий (в их составе были представители администрации – большинство, и представители суда и прокуратуры). Так появились присутствия по крестьянским, земским, городским, военным и т.д. делам присутствия. Апелляционной инстанцией выступал 1-й департамент Правительствующего сената.
Если многочисленные попытки создать административную юстицию при царизме раз за разом терпели неудачу по причине нежелания бюрократии становиться подконтрольной судебной власти, то Временное правительство в числе первых мероприятий приняло 30 мая 1917 г. Положения о судах по административным делам. В систему административной юстиции входили: административные судьи, административные отделения окружных судов и 1-й департамент Правительствующего сената. В таком же порядке осуществлялась апелляция на решения административных судов.
Устанавливалась подсудность административному суду: дела по протестам комиссаров на постановления, распоряжения, действия и упущения учреждений и должностных лиц городского, земского и поселкового управления; дела по жалобам правительственных установлений и должностных лиц на постановления, распоряжения, действия и упущения учреждений и должностных лиц городского, земского и поселкового управления; дел по жалобам городских дум, земских и поселковых собраний, а также частных лиц, обществ и установлений на постановления, распоряжения, действия и упущения учреждений и должностных лиц.
Правительство наделило суд правом не только отменять, но и изменять административные решения: отменяя в соответствующих случаях незаконное распоряжение административной власти, суд будет издавать предписание, которым потребует издать вместо отмененного акта другой или совершить иное действие в соответствии с преподанными по данному делу указаниями.
Губернский комиссар получал права, сходные с прокурорскими: он мог вступить в любое время в любое дело, находящееся в производстве административного суда, и пользовался всеми правами стороны. Положение закрепляло принципы устности, публичности и состязательности судопроизводства по административным делам.
Судьба закона от 30 мая 1917 г. была печальной: он не был реализован в полной мере по всей стране, в связи с политической неустойчивостью. Октябрьские события 1917 г. помешали реализации этой программы в жизнь.
Русский юрист А. Кулишер отмечал: «Положение о судах по административным делам 30 мая 1917 г. представляет собою крупное событие, – не только с точки зрения укрепления начал правового государства в России, но и событие в истории развития этих начал во всем мире. Можно смело сказать, что новый русский закон завершает собою столетнюю эволюцию административной юстиции на континенте Европы. В этом законе идея судебно-исковой защиты публичных прав впервые получает полное и безусловное осуществление».
В постсоветской России административная юстиция возродилась.