1832
г.
В течение 2-й половины XVII - первой трети XIX в. появилось огромное число нормативных актов, касающихся разнообразных вопросов государственной службы. В 30-е гг. XIX в. произошла, наконец, своеобразная кодификация «служебно-правовых норм», к которой приложил руку великий государственный деятель М.М. Сперанский. Можно смело отнести к «национальной гордости великороссов», что право государственной публичной гражданской службы впервые в европейской истории законодательства было кодифицировано именно в России.
Систематизированные нормы права о государственной службе содержал Третий том Свода законов (см. с. Свод законов). Том включал в себя 5 крупных разделов: «Устав о службе гражданской по определению от правительства», «Устав о службе гражданской по выборам» (после реформ местного самоуправления и судебной должностей чиновников, замещаемых по выборам, почти не осталось ), «Уставом о пенсиях и единовременных пособиях», «Положение об особых преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях, а также губерниях Западных и Царства Польского» и Уставы эмеритальных касс гражданского ведомства.
Итак, Устав о службе гражданской по определению от правительства, и, прежде всего, какими качествами должны были обладать чиновники: здравый рассудок, добрая воля в отправлении порученного, человеколюбие, верность к службе императорского величества, усердие к общему добру, радение о должности, честность и бескорыстие, воздержание от взяток; правый и равный суд всякому состоянию; покровительство невинному и скорбящему.
Устав регламентировал все детали гражданской службы: поступление и увольнение, прохождение службы, статус чиновника, его обязанности и права (в том числе, право служащих на защиту их безопасности и достоинства) и его ответственность, льготы и преимущества, запреты и ограничения, и др. Что касается права чиновника на пенсию, то интересно отметить, что, в случае его смерти, это право сохранялось за вдовой и детьми.